13.04.2020 МДК 01.01 Раздел 01.01.4 Навигация, навигационная гидрометеорология и лоция преп. Габ А.И.
Тема: Назначение, классификация и компоновка
морских карт
Учебная цель: Изучить картографические
проекции, требования, предъявляемые к морским навигационным картам, задачи,
решаемые на навигационных картах, корректура карт и пособий.
Задание
1 Изучить классификацию морских навигационных карт, масштаб карт
2 Изучить виды навигационных
пособий и справочников
3 Изучить как производится корректура
карт и пособий, виды и получения корректурного материала
4 Изучить как осуществляется подбор
карт и пособий на предстоящий рейс
1. Классификация морских карт
Побережья морей «покрываются» рядом морских
карт, каждая из которых охватывает свой географический район. Для связи
с соседними картами и сохранения непрерывности графического счисления пути судна
соседние карты имеют находы, то есть взаимные
перекрытия.
Карты
печатаются на стандартных листах размером 75Х XI00 см. Кроме того, они
могут быть изданы на половине или четверти
стандартного листа размером соответственно 75X50 и 38X50 см. Если
какая-то часть побережья не размещается в заданном
масштабе на стандартном листе, дополнительно к оттиску карты может быть
напечатан клапан на нестандартном листе. Клапан
подклеивается к основному листу карты. Иногда клапан печатается на свободном
листе непосредственно на карте.
На
листе карты размещают внешнюю и внутреннюю рамки. Внутренняя
рамка представляет собой прямоугольник из меридианов и параллелей. На
вертикальных (восточной и западной) сторонах рамки наносят деление широты, а
на горизонтальных (северной и южной) —
долготы.
Морским
картам присваиваются пятизначные адмиралтейские номера. Каждая из цифр номера карты условно
обозначает название океана или его части,
тип карты в зависимости от ее масштаба, район океана или моря и
порядковый номер карты в данном районе.
Особые буквенные или цифровые обозначения вводятся для справочных карт и карт специального назначения.
Картографическая
сетка морской карты заполняется в соответствии со своим назначением,
географическими и навигационными элементами содержания, надписями и элементами дополнительной характеристики.
Топографические
карты Российской Федерации издаются в масштабах до I : 500
000 в проекции Гауса и в
масштабе I : 1000000 в проекции международной
карты мира.
Система нумерации
и обозначения
(номенклатура) топографических карт в Российской Федерации:
1.1.
Изображение поверхности
Земли разделено параллелями на пояса (ряды), а
меридианами — на колонны. Пояса расположены
параллельно экватору и каждый из них занимает пространство 4° по широте, а колонны — перпендикулярно
экватору и занимают 6° долготы каждая. Такие
трапеции изображены
на отдельных листах карты масштаба 1 : 1 000 000. Четырехградусные полосы, заключенные между каждой парой
параллелей, обозначены заглавными буквами латинского алфавита А, В, С, D и т. д.,
1.2.Начиная от экватора по
направлению к полюсам в обоих полушариях. Счет
колонн ведется в возрастающем порядке к
востоку от меридиана 180°. Чтобы узнать номенклатуру
какого-либо листа карты, надо прочесть по сборной таблице букву, обозначающую
полосу, и номер вертикальной колонны
1.3. Каждый лист миллионной карты разбит на 144 листа
карты масштаба 1 : 100 000 способом, указанным на схеме
1.4. Карты масштаба 1 : 500 000 получают делением карты
масштаба 1:1000000 на 4 листа.
Номенклатура листа этой карты
состоит из обозначения листа карты масштаба 1 : 1000000 с добавлением буквы А, Б, В или Г
1.5. Основанием для номенклатуры и разбивки карт масштаба 1 : 50
000 служит лист карты масштаба 1 : 100000, которая делится на 4
карты. Номенклатура листа карты масштаба 1 : 50 000 слагается
из обозначения листа масштаба 1 : 100 000 с добавлением буквы
А, Б, В или Г
1.6.. Лист карты масштаба 1 : 50 000 делится на 4 листа
карты масштаба 1 : 25 000. Номенклатура листов этой карты слагается из обозначения
листа карты масштаба 1 : 50 000 с добавлением буквы о, б, в
или г (на рисунке заштрихована карта Р-36-Ю-Б-а)
1.7. Лист карты масштаба 1:200000 получают делением листа карты
масштаба 1:1000000 на 36 частей. Номенклатура листа карты масштаба I : 200 000 состоит из
обозначения листа карты масштаба 1:1000000 с добавлением номера, написанного
римскими цифрами
Для обеспечения безопасности
плавания на каждом судне должны постоянно быть в наличии необходимые карты и
руководства для плавания, обязательный перечень которых для судна определяется
службой мореплавания судовладельца или рыбопромыслового предприятия (базы) с
учетом типа судна, плана перевозок, закрепления судна на той или иной
судоходной линии, а также возможных вариантов изменения районов плавания.
Капитан имеет право дополнить этот запас по своему усмотрению. Карты и руководства
для плавания, охватывающие определенный географический район, называют
комплектом. Такие комплекты, составленные и утвержденные службой мореплавания,
облегчают процедуру заказа карт и пособий по радио, при переписке, а .также
ускоряют процесс их подбора для предстоящего плавания и упрощают упорядочение
их корректуры. Комплекты карт и руководств для плавания, включенные службой
мореплавания в перечень обязательных для данного судна,. составляют так
называемую судовую коллекцию. В нее входят: навигационные морские карты -
генеральные, путевые, частные и планы по районам плавания судна; НМК масштаба
1:2000000 следует иметь на все возможные варианты плавания судна; РНК, если на
"судне имеют соответствующие приемоиндикаторные устройства; НПК - только
для промысловых судов или судов специального назначения; КВВП - масштаб 1:5?00-
1:10000? - для обеспечения плавания по рекам, озерам, водохранилищам и каналам;
вспомогательные (ВК), справочные (СК) карты и номограммы: карты-сетки (в
проекции Меркатора в масштабах 1:200000- 1:1000000, на которых оцифровываются
только параллели) для обеспечения судовождения при плавании в открытых частях
морей и океанов; карты РНС, содержащие сведения о расположении ,и зонах
действия РНС и точности определения места при их использовании; карты
гидрометеорологических элементов для справок о течениях, волнениях, приливах,
льдах, ветрах, туманах, об опасных гидрометеорологических явлениях и т. д.;
шлюпочные карты, предназначенные для снабжения спасательных шлюпок судов первой
и второй категорий, в соответствии с Правилами Регистра; полный комплект таких
карт состоит из шести карт, по две карты на Атлантический, Тихий и Индийский
океаны; карты для прокладки дуги большого круга, в гномонической проекции,
также покрывающие все океаны; руководства и пособия для плавания: лоции,
описания огней и знаков, описания РТСНО,
расписания передач навигационных и гидрометеорологических сообщений для
мореплавателей, расписание факсимильных
радиопередач гидрометеорологических сведении; правила плавания,
гидрометеорологические атласы и таблицы, а также различные
1.8. Справочные издания - Океанские пути
мира, Международные правила для предупреждения столкновений судов в море
(МППСС-72), Международный свод сигналов (МСС), обязательные постановления по морским портам. Сборник международных
соглашений и законодательных актов по вопросам морепла-вания, Таблицы ширины
территориальных вод и специальных зон зарубежных государств, Условные знаки для
морских карт и карт внутренних водных путей. Рекомендации для плавания в
районах разделения движения, Таблицы расстояний. Наставление
гидрометеорологическим станциям и постам, перечень которых определяет служба
мореплавания для каждого типа судна в зависимости от района плавания; Таблицы
для определения места судна при помощи РНС, а также различные астрономические
таблицы и пособия - Морской астрономический ежегодник (МАЕ), МТ-75, Высоты и
азимуты светил (ВАС-58), (ТВА) и др.; каталоги карт и книг. Хранение и учет
карт и руководств для плавания, на судне. Стандартного порядка расположения
карт и руководств для плавания при их хранении на судне установить нельзя, и он
обычно осуществляется для каждого судна (или серии судов) отдельно. Пользование
картами и руководствами разрешается только лицам, имеющим непосредственное
отношение к этим документам
2.Хранение, корректура и
списание навигационных карт и пособий
Комплектование, подбор и корректура
навигационных морских карт. руководств и пособий на предстоящий рейс
выполняются в соответствии с требованиями Правил корректуры № 9038 и приказом
по пароходству. Помощник капитана, отвечающий за подготовку карт и руководств
для плавания, докладывает капитану об изменениях навигационной обстановки в
районе предстоящего плавания, выявленных в ходе корректуры и при изучении
корректурных документов. Следует помнить, что при разборе аварийных случаев и
ведении претензионных дел никакие ссылки на незнание информации, объявленной в
печатных или переданных по радио извещениях мореплавателям и навигационных
предупреждениях, во внимание не принимаются.
Для обеспечения безопасности плавания на каждом судне должны постоянно быть в наличии необходимые карты и руководства для плавания, обязательный перечень которых для судна определяется службой мореплавания судовладельца или рыбопромыслового предприятия (базы) с учетом типа судна, плана перевозок, закрепления судна на той или иной
Для обеспечения безопасности плавания на каждом судне должны постоянно быть в наличии необходимые карты и руководства для плавания, обязательный перечень которых для судна определяется службой мореплавания судовладельца или рыбопромыслового предприятия (базы) с учетом типа судна, плана перевозок, закрепления судна на той или иной
судоходной линии, а также
возможных вариантов изменения районов плавания. Капитан имеет право дополнить
этот запас по своему усмотрению. Карты и руководства для плавания, охватывающие
определенный географический район, называют комплектом. Такие комплекты,
составленные и утвержденные службой мореплавания, облегчают процедуру заказа
карт и пособий по радио, при переписке, а также ускоряют процесс их подбора для
предстоящего плавания и упрощают упорядочение их корректуры. Комплекты карт и
руководств для плавания, включенные службой мореплавания в перечень
обязательных для данного судна,. составляют так называемую судовую коллекцию. В
нее входят: навигационные морские карты - генеральные, путевые, частные и планы
по районам плавания судна; НМК масштаба 1:2000000 следует иметь на все
возможные варианты плавания судна; РНК, если на "судне имеют
соответствующие приемоиндикаторные устройства; НПК - только для промысловых
судов или судов специального назначения; КВВП - масштаб 1:5?00- 1:10000? - для
обеспечения плавания по рекам, озерам, водохранилищам и каналам;
вспомогательные (ВК), справочные (СК) карты и номограммы: карты-сетки (в
проекции Меркатора в масштабах 1:200000- 1:1000000, на которых оцифровываются
только параллели) для обеспечения судовождения при плавании в открытых частях
морей и океанов; карты РНС, содержащие сведения о расположении, и зонах
действия РНС и точности определения места при их использовании; карты
гидрометеорологических элементов для справок о течениях, волнениях, приливах,
льдах, ветрах, туманах, об опасных гидрометеорологических явлениях и т. д.;
шлюпочные карты, предназначенные для снабжения спасательных шлюпок судов первой
и второй категорий, в соответствии с Правилами Регистра; полный комплект таких
карт состоит из шести карт, по две карты на Атлантический, Тихий и Индийский
океаны; карты для прокладки дуги большого круга, в гномонической проекции,
также покрывающие все океаны; руководства и пособия для плавания: лоции,
описания огней и знаков, описания РТСНО,
расписания передач навигационных и гидрометеорологических сообщений для
мореплавателей, расписание факсимильных
радиопередач гидрометеорологических сведении; правила плавания,
гидрометеорологические атласы и таблицы, а также различные справочные издания -
Океанские пути мира, Международные правила для предупреждения столкновений
судов в море (МППСС-72), Международный свод сигналов (МСС), обязательные
постановления по морским портам. Сборник международных соглашений и
законодательных актов по вопросам
мореплавания, Таблицы ширины территориальных вод и специальных зон
зарубежных государств, Условные знаки для морских карт и карт внутренних водных
путей. Рекомендации для плавания в районах разделения движения, Таблицы
расстояний. Наставление гидрометеорологическим станциям и постам, перечень
которых определяет служба мореплавания для каждого типа судна в зависимости от
района плавания; Таблицы для определения места судна при помощи РНС, а также
различные астрономические таблицы и пособия - Морской астрономический ежегодник
(МАЕ), МТ-75, Высоты и азимуты светил (ВАС-58), (ТВА) и др.; каталоги карт и
книг. Хранение и учет карт и руководств для плавания, на судне. Стандартного
порядка расположения карт и руководств для плавания при их хранении на судне
установить нельзя, и он обычно осуществляется для каждого судна (или серии
судов) отдельно. Пользование картами и руководствами разрешается только лицам,
имеющим непосредственное отношение к этим документам, без выноса из специально
отведенных служебных
помещений. Карты судовой коллекции должны храниться в ящиках штурманского
стола, либо на специально приспособленных стеллажах, или в пеналах; руководства
для плавания - в шкафах или на специальных полках. Штурманская рубка (или
другое помещение, в котором хранятся карты и руководства для плавания) является
служебным помещением, порядок доступа в которое определяется капитаном судна. -
Согласно Уставу службы на судах морского флота ответственность за надлежащую
комплектацию судо-вой коллекции возложена на капитана судна. Тем же документом
ведение учета судовой коллекции, ее сохранность и поддержание на уровне
современности определено в качестве основной обязанности третьего помощника
капитана, а повседневный контроль за состоянием корректуры возложен на старшего
помощника капитана. Учет всех карт и руководств для плавания ведется на судне в
каталогах карт и книг, а сами каталоги карт и книг регистрируются в Книге учета
материальных ценностей (раздел "Штурманское имущество"), как учетные
документы. Поэтому при замене того или иного каталога карт и книг все данные
учета карт и руководств для плавания должны быть перенесены в новый каталог.
Учет карт в каталогах ведется в номерном указателе карт, а учет руководств для
плавания в текстовой час-ти к сборным листам соответствующих руководств для
плавания и осуществляется следующим образом: адмиралтейские номера полученных
на судно карт и руководств для плавания обводятся кружком (чернилами или
шариковой ручкой); далее карандашом заполняются графы "Год печати"
(издания), "дата получения" и др. Это позволяет в дальнейшем менять
такие записи по мере корректуры карт и руководств для плавания, их списания,
передачи и т. п. Графа "Дата списания" заполняется в том случае, если
данное пособие изъято из пользования и не подлежит замене другим под тем же
адмиралтейским номером.
3. Корректурные документы
Для своевременного оповещения мореплавателей о
всех изменениях в навигационной обстановке служат специальные навигационные
пособия - информации, представляющие собой так называемые корректурные
документы, по которым в обязательном порядке производится немедленная
корректура всех навигационных пособий и в первую очередь каталогов карт и книг.
Для поддержания на уровне современности судовой коллекции карт и книг суда
снабжаются комплектами корректурных документов, соответствующих номенклатуре
судовых навигационных пособий. Получение карт и руководств для плавания на
судно. ГУНиО МО и его местные органы снабжают откор-ректированными на день
выдачи картами и руководствами для
плавания электрорадионавигационные камеры
(ЭРНК), судовладельцев на основании их годовых заявок. ЭРНК, в свою очередь,
обеспечивают плановое и текущее снабжение такими пособиями все суда по их
заявкам. Для получения необходимых карт и руководств для плавания третий
помощник капитана составляет заявку по форме в двух экземплярах, подписывает ее
у капитана и не позже чем за 10 сут до получения карт и руководств для плавания
сдает ее в ЭРНК; в случае подачи заявки из другого порта должно быть также
учтено дополнительное время, необходимое для пересылки. При подаче заявки с
моря по радио таковая должна быть послана не менее чем за 10 сут с указанием
даты прибытия судна в порт. Суда, поступающие с отечественных верфей (после
завершения строительства или большого ремонта), обязаны подавать заявку на
пособия в ЭРНК не позже чем за 20 сут до их получения.
4.Система
передачи навигационной информации по радио:
Данные об изменениях навигационной обстановки,
которые необходимо срочно довести до сведения
мореплавателей передаются по радио. В последующем эти сведения
дублируются в печатных ИМ, если к моменту выпуска последних изменений не произошло.
По своему характеру и срокам передачи навигационные предупреждения
подразделяются на внеочередные оповещения об опасностях для мореплавания и
передачи по расписанию. Внеочередные оповещения и передачи по расписанию
осуществляются по радио в рамках Всемирной службы радионавигационных
предупреждений (ВСРНП), предназначенной для
координирования таких передач, В
рамках ВСРНП передаются три вида навигационных предупреждений :
●районные
●прибрежные
●местные
5.Районные предупреждения
Для координирования радиопередачи районных предупреждений весь Мировой океан
разделен на 16 гео-графических районов .Установление границ районов не имеет
отношения к границам между государствами и не должно ставить их под сомнение.
Там, где необходимо, для сокращения обозначения района используется термин
НАВАРЕА (NAVAREA) с последующей римской цифрой, указывающей номер района. В
каждом из районов выделен районный координатор - орган в обязанности которого
входит подбор ин-формации, объявление предупреждений и бюллетеней (перечень
номеров ранее объявленных и действующих предупреждений) на свой район. Таким образом,
районный координатор - это страна, осуществляющая сбор, анализ и передачу по
радио навигационной информации относящейся к району, в виде районных
предупреждении НАВАРЕА. Предупреждения HABAPEA (NAVAREA) представляют собой
радионавигационные предупреждения дальнего радиуса действия, составленные
районным координатором на свои район и переданные через мощную радиостанцию,
обеспечивающую прием предупреждений в своем, районе и в прилегающих частях
соседних районов. Некоторые районы в виду особо интенсивного судоходства в них
делятся на подрайоны, представляющие собой часть 1 района в котором несколько
стран установили координированную систему для передачи прибрежных предупреждений. В каждом
из подрайонов выделен координатор подрайона, представляющий собой орган, в
обязанности которого входит координация системы навигационных предупреждении в
установленном под-районе, т. е. сбор и анализ навигационной информации
относящейся к подрайону, и передача такой информации районному координатору для
передачи ее по радио через районную радиостанцию.
6.Прибрежные предупреждения
(COASTAL WARNINGS) следующая
после района (и подрайона) ступень ВСРНП. Некоторые районы (и подрайоны)
разбиваются на регионы по числу прибрежных стран. Таким образом, регион - это
часть района или подрайона, в котором одно государство приняло на себя
ответственность за передачу прибрежных предупреждение (ПРИП). Такое государство
объявляют национальным координатором - органом, в обязанности которого входит
подбор и объявление прибрежных предупреждений через сеть национальных береговых радиостанций, а также
немедленную передачу всей соответствующей информации районному координатору или
координатору своего подрайона, если таковой имеет место. В этой связи координатор подрайона, в который входит более одного
национального региона, должен служить центральной инстанцией для связи
национальных координаторов и следующая после района (и подрайона) ступень
ВСРНП. Некоторые районы (и подрайоны) разбиваются на регионы по числу
прибрежных стран. Таким образом, регион - это часть района или подрайона, в
котором одно государство приняло на себя ответственность за передачу прибрежных
предупреждение (ПРИП). Такое государство объявляют национальным
координатором органом, в обязанности которого
входит подбор и объявление прибрежных предупреждений через сеть национальных
береговых радиостанций, а также немедленную передачу всей соответствующей
информации районному координатору или координатору своего подрайона, если
таковой имеет место. В этой связи координатор подрайона, в который входит более
одного национального региона, должен служить центральной инстанцией для связи
национальных координаторов и также обязан ретранслировать навигационные
предупреждения своему районному координатору. Прибрежные предупреждения - это
радионавигационные предупреждения, относящиеся к региону или части района,
объявляемые национальным координатором через национальные береговые
радиостанции. Каждая радиостанция передает ПРИП, относящиеся только к своему
подрегиону. Радиостанции подрегионов
повторяют ПРИП других подрегионов лишь по указанию национального координатора Наиболее важные ПРИП отбирают для последующей
передачи в виде НАВАРЕА., Национальны координатор должен составлять прибрежные
предупреждения там, где это необходимо. Кроме этого, он также должен
организовать получение предупреждений НАВАРЕА, переданных по радио по району, в
который он входит, и включать в свои национальные ИМ те действующие из них,
которые относятся к его региону (регионам). Национальные координаторы должны
учитывать возможность и желательность получения мореплавателями в порту
действующих предупреждений.
7.
Местные предупреждения
(LOCAL WARNINGS)-предусмотренные
ВСРНП предупреждения, относящиеся к району, находящемуся в пределах юрисдикции
портовых властей. Такие предупреждения не требуют их передачи за пределы района
действия. Предупреждения НАВАРЕА. Они служат информацией, которая необходима
для обеспечения безопасности мореплавания на дальних (океанских) переходах. В
них включается информация, касающаяся повреждений важных СНО, а также
информация, которая может потребовать изменения запланированного маршрута
пере-хода ниже приводится перечень информации, позволяющий определить общий
принцип ее отбора для НАВА-РЕА, но далеко не исчерпывающий всего того, что
может составить содержание НАВАРЕА: неисправности огней, туманных сигналов и
буев, обеспечивающих плавание по основным судоходным трассам; наличие опасных
затонувших судов на основных судоходных путях или в непосредственной близости
от них и, если имеется, их ограждение; установка нового важного навигационного
оборудования или существенные изменения имеющегося, если такая установка или
изменения могут повлиять на безопасность плавания; наличие больших буксирных
караванов в районах стесненного плавания; дрейфующие мины; районы
поисково-спасательных работ и районы, в которых проводятся мероприятия по
борьбе с загрязнением моря (для обхода этих районов); Наличие вновь обнаруженных
скал, мелей, рифов и затонувших судов, которые могут представлять опасность для
мореплавания и, если имеется их ограждение; неожиданные изменения или временное
запрещение плавания по установленным путям; работа по прокладке подводных
кабелей или трубопроводов или другие подводные работы, которые могут
представить опасность для мореплавания на судоходных путях или вблизи них;
значительные нарушения режима работы радионавигационного оборудования;
информация, касающаяся особых действий, которые могут повлиять на безопасность
мореплавания в некоторых случаях в обширных районах, а именно: военно-морские
учения, ракетные стрельбы, запуски
космических объектов, ядерные испытания и т. д. Первоначально эта информация
должна быть объявлена соответствующим
районным координатором по возможности не позднее чем за пять дней до начала действий. Эти сообщения по мере необходимости должны
повторяться до завершения действий.
8.Правила
корректуры морских карт и пособий по судовождению.
Судовая коллекция карт и руководств для плавания
делится на три группы:
*
Первая группа
включает комплекты карт и руководств для плавания, предназначенные для
обеспечения плавания:
- по
судоходной линии, на которой закреплено судно, традиционные районы промысла;
- между
определёнными портами, а для нелинейных судов в соответствии с очередным
рейсовым заданием. К первой группе относятся также каталоги карт и книги.
*
Вторая
группа включает карты, и руководства для плавания, которые могут быть
использованы в предстоящем плавании в случаях отклонения судна от намеченного
пути, непредвиденного захода в порт-убежище и т.д.
*
Третья
группа включает все остальные карты и руководства для плавания, входящие в
судовую коллекцию.
Комплекты первой группы корректируются с получением ИМ
и других корректурных документов. Корректура их должна быть закончена до выхода
в рейс.
Если стоянка в порту кратковременная и корректуру
невозможно выполнить до выхода судна в рейс, разрешается, по усмотрению
капитана, производить корректуру раздельно, по этапам перехода. До выхода из
порта необходимо закончить корректуру в таком объёме, чтобы обеспечить плавание
судна не менее чем на первые трое суток. Корректура остальных карт первой
группы выполняется на переходе и во время стоянки в промежуточных портах.
Комплекты второй группы корректируется после
завершения корректуры первой группы. Комплекты третьей группы на судне в рейсе,
как правило, не корректируются, однако корректурный материал для них
систематизируется в последовательности его поступления, хранится на и
используется
по необходимости при изменении рейсового задания.
На судах рыбной промышленности в период меж рейсовых
стоянок корректуру карт и руководств для плавания производят, как правило, ЭРНК
по заявке, подаваемой капитаном судна.
8.1 Извещения
мореплавателей (ИМ)
По своему характеру ИМ подразделяются на постоянные,
временные и предварительные.
· Постоянные
ИМ содержат сведения о навигационной обстановке, не подвергающейся частым
изменениям.
· Временные ИМ
содержат сведения о непродолжительных изменениях в навигационной обстановке. В
тексте, которых указан срок их действия, автоматически утрачивают своё значение
по истечении
указанного срока.
· Предварительные
ИМ содержат сведения о наиболее важных предполагаемых или планируемых в
ближайшее время изменений в навигационной обстановке.
Корректуру карт следует начинать с последнего номера
ИМ и выполнять её в последовательности убывания номеров.
Из карт, подобранных на предстоящий рейс, в первую
очередь корректируются наиболее крупного масштаба.
Корректура на картах выполняется следующим образом:
· - по
постоянным ИМ новые данные наносятся красной тушью (чернилами) чертёжным пером;
прежние перечёркиваются крестиком, а текстовая часть зачёркивается тонкой
линией.
· - по
временным и предварительным ИМ, а также по НАВИП корректура карт выполняется
аналогично, но простым карандашом.
Корректура карт первой группы по радионавигационным
сообщениям выполняется немедленно.
9.Чтение карт
9.1.Морская навигационная карта должна
давать судоводителю четкое представление об изображаемом районе, позволять
ему быстро находить на ней все, что наблюдается с мостика.
Чтение карты начинают с изучения ее заголовка, на
котором указываются название изображаемого района моря, масштаб карты,
сведения о нуле глубин, принятые единицы для указания глубин и высот
предметов, данные о магнитном склонении. Затем должны быть прочитаны
напечатанные на карте предупреждения и примечания, установлены даты издания, а
также большой или малой корректуры. Для получения возможно полного представления
об изображенной на карте местности изучают все показанные на ней
географические и навигационные элементы изображения. Чтобы читать
навигационную карту, необходимо знать наизусть наиболее важные условные знаки
и сокращения, применяемые на картах. Они приводятся в издаваемой ГУНиО МО
книге «Условные знаки для морских карт и карт внутренних водных путей».
9.2.
Перед пользованием картой нужно оценить
ее с точки зрения достоверности и полноты нанесенного на нее изображения. Чем
позднее составлена карта, тем больше ей можно доверять. Об уровне современности
карты судят также по дате ее нового издания, большой и малой корректуры. Для
оценки достоверности изображения рельефа дна
устанавливают степень подробности промера. Хорошо обследованным районам моря
соответствует на карте большая частота и равномерность нанесения глубин. Наоборот,
редко и неравномерно показанные глубины, белые пятна между ними являются
признаком недостаточной изученности района.
9.3.При плавании в малообследованных районах
следует проявлять особую осторожность, когда глубины изменяются неравномерно.
В этих условиях могут быть встречены малые глубины, не обнаруженные при
промере. Так как степень подробности изображения местности зависит от масштаба
карты, то из всех карт, имеющихся на данный район, всегда следует пользоваться
картой самого крупного масштаба.
Контрольные вопросы:
1.Что называется картой?
2.Как классифицируются
картографические проекции?
3.Что такое масштаб карты и его
предельная точность?
4.Что такое локсодромия ,как ее
изображают на сфере?
5.Какие требования предъявляются
к морской карте?
6.Что такое меркаторская миля?
7.Как классифицируются морские
карты по назначению?
8.Как Вы понимаете чтение
морских карт?
9.Условные обозначения на картах?
10.Подъем карт и предварительная
прокладка?
Комментарии
Отправить комментарий