Курсовая работа. Методичка. Преподаватель Габ А.И.



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
ФЕДЕРАЛЬНОЕ  ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ  ВЫСШЕГО  ОБРАЗОВАНИЯ
МОРСКОЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ
имени  адмирала  Г.И. Невельского
МОРСКОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ




КУРСОВАЯ  РАБОТА

МДК 01.01  Навигация, навигационная гидрометеорология и лоция
Тема: Проработка маршрута перехода


Наименование судна:____________________
Рейс судна:_____________________________
Начало рейса:___________________________
Окончание рейса:________________________
Исполнитель курсант:____________________
Преподаватель:__________________________


Владивосток 2020 г.

                                             
(титульный лист)


         
ВВЕДЕНИЕ
Переход судна морем, как правило, происходит в сложной навигационной обстановке. Правильно ориентироваться в такой обстановке и уметь учитывать особенности плавания можно лишь на основании тщательной предварительной подготовки к переходу.
 Предварительная подготовка судна к рейсу включает в себя: подбор необходимых для плавания карт и пособий по судовождению, изучение в навигационном отношении маршрута перехода, выполнение предварительной прокладки и необходимых расчетов, проверку наличия и исправности штурманских инструментов и приборов, подготовку к переходу технических средств судовождения.
Подготовка к рейсу и все расчеты выполняются заблаговременно, в спокойной обстановке, ещё в период стоянки судна в порту.
При выборе пути предстоящего перехода возможны несколько вариантов, за исключением отдельных случаев, когда имеется рекомендованный лоцией или другими официальными документами путь.
Имея несколько вариантов пути, необходимо выбрать наивыгоднейший, т.е. кратчайший и безопаснейший




МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Курсовая работа на тему «Проработка маршрута перехода» завершает изучение МДК 01.01  «Навигация, навигационная гидрометеорология и лоция» и выполняется курсантами тогда, когда весь теоретический курс МДК 01.01  «Навигация, навигационная гидрометеорология и лоция» пройден. К моменту начала выполнения курсового проекта курсант имеет достаточное количество теоретических знаний и практических навыков, что бы самостоятельно решать важнейшую задачу судовождения, а именно выбрать путь для предстоящего перехода и тщательно переработать его.
Выполнение курсовой работы предусматривает следующие цели:
1.      Развитие у учащихся навыков в самостоятельной работе по подбору карт и пособий для плавания;
2.     Закрепление теоретических знаний по навигации, связанных с выбором и прокладкой курсов на навигационных картах;
3.     Изучение правил корректуры, учета хранения карт и навигационных пособий;
4.     Повторение материала морской лоции в части ограждения опасностей, условные обозначения на картах, расчетов элементов прилива и приливо-отливных течений;
Рекомендуется следующая последовательность в работе по выполнению проекта:
- составление ориентировочного плана перехода;
- изучение маршрута перехода по пособиям;
- выполнение предварительной прокладки и необходимых расчетов.

1       Составление ориентировочного плана
          Ориентировочный план составляется учащимися с целью в короткое время получить четкое и достаточное представление о предполагаемом переходе и является основой для дальнейшего подробного изучения предстоящего рейса и производства предварительной прокладки.

  Составление ориентировочного плана сопровождается:
а) подбором генеральных карт и лоций на переход;
б) прокладкой на генеральных картах курсов своего перехода;
в) составление кратких штурманских заметок.
Прокладка курсов на генеральной карте производится на основании рекомендаций лоций и наставлений для плавания.
        Зная назначенную скорость судна и подсчитав по прокладке на генеральной карте общее число миль плавания, узнают  продолжительность перехода.
        Затем составляют краткие штурманские заметки.
2       Изучение маршрута перехода по пособиям
Детальному изучению маршрута перехода предшествует набор карт и навигационных пособий. Подбор карт и пособий на переход выполняется по Каталогу  карт и книг ГУНиО.
На переход подбирают следующие карты:
- генеральные, на которых должны быть пункты прихода и отхода;
- путевые и частные на переход и возможные заходы в порты-   
  убежища;
- планы пунктов отхода и прихода, мест укрытия;
- справочные, вспомогательные и специальные карты.

После этого подбирают книги и пособия, непосредственно относящиеся к данному маршруту: лоции районов, по которым проходит маршрут, книги «Огни и знаки», описание РТСНО, сводные описания запретных районов и районов опасных от мин, таблицы приливов, МАЕ, М, таблицы для определения по радиопеленгам и др.
На подобранных картах  и пособиях курсанты должны откорректировать одну путевую карту и один экземпляр пособия и описать в разделе «Корректура карт и пособий» как она выполняется.
Подбор карт и пособий завершается составление списков карт и пособий в виде следующих таблиц:

CПИСОК КАРТ НА ПЕРЕХОД
№ п/п
№ карты гидрограф.
Заголовки карт /Район моря/
Дата последней корр.
Масштаб карт
Примечание









  Примечание: в список карт вначале записывают генеральные карты, затем
                                путевые, частные и планы в порядке их использования на
                                переходе, специальные, справочные, вспомогательные.

СПИСОК КНИГ И ПОСОБИЙ НА  ПЕРЕХОД
№ п/п
№ пособия гидрограф.
Наименование пособия
 /заголовок/
Год издания
Дата коррект.
Примечание









  Примечание: в список книг и пособий вначале вносят лоции, затем книги
                        «Огни и знаки», описание РТСНО и прочие.
         Последующее подробное изучение маршрута перехода производится на основании подобранных карт и пособий по плаванию.
Рекомендуется следующий порядок детального  изучения маршрута
перехода:
- изучение гидрометеорологических условий плавания и состав общей справки о переходе, в которой необходимо отразить все гидрометеорологические условия плавания: видимость, туманы, господствующие ветры, штили и штормы, постоянные и дрейфовые течения, приливы и приливо-отливные течения, ледовая обстановка и проч.;
- тщательное изучение пункта отхода и выхода из  него;
- составление краткого навигационного описания перехода, соблюдая при этом географическую последовательность;
- изучение сведений о средствах навигационного оборудования: маяках, светящих и несветящих знаков, радиомаяках, РНС;
- тщательное изучение пункта прихода, подход к нему, выбор якорного места.
Детальное изучение маршрута перехода должно сопровождаться составлением необходимых выписок из пособий и выполнением необходимых расчетов.
При работе с пособиями не следует делать подробных выписок  из них и переписывать дословно целые абзацы и тем более страницы из пособий.
Изучение пункта отхода и выхода из него проводится по лоции  «Обязательным постановлением» по данному порту и картам крупного масштаба, и планам. Составляется краткое описание порта, выхода из него, сведения о глубинах, фарватерах, ограждениях и створах, правилах плавания, лоцманской и ледовой службе и т.д. Необходимо выполнять предварительную прокладку выхода на плане и снять кальку.
Сведения о гидрометеорологических условиях плавания можно получить из лоций, гидрометеорологических обзоров, а также атласов волнений, течений и т.д.
Изучая навигационную обстановку перехода с помощью карт и навигационных пособий, необходимо делать выписки, на основании которых необходимо составить краткое навигационное описание перехода, в котором должны быть освещены следующие сведения: общая длина пути, характеристика береговой карты, рельеф дна, глубины, характеристика грунта, подводные и надводные опасности и их ограждения, запретные и опасные районы, средства навигационного оборудования, приметные пункты и радиолокационные объекты, порты-убежища и т.д.
         Целесообразно составить сведения  о маяках, огнях и других средствах навигационного оборудования.
Маяки, светящиеся и несветящиеся знаки и другие средства радионавигационного оборудования, которые предполагается использовать на переходе для ориентировки отмечают на карте и для них составляют навигационные таблицы.
Для наиболее полного представления об использовании и возможных спутниковых навигационных систем и освоения устройств  и правил эксплуатации электронных картографических систем ознакомиться на судне по  имеющейся документации и отразить в курсовом проекте:

                              Спутниковые навигационные системы

1.     Наименование приёмоиндикатора. Его характеристика, фирма изготовитель.
2.     Функциональные возможности.
3.     Сопряжение с навигационной аппаратурой.
4.     Дать характеристику режимов работы:
«POSITION», «NAV», «TIME», «GPS»,  «WAYPT», «ROUTE», «SAVE», «SETUP»
5.     Использование дифференциальных методов  GPS  HABCTAR  и
     ГЛОНАСС 

Электронная картографическая система
1.     Назначение, используемая на судне система (версия).
2.     Режимы нагрузок дисплея системы.
3.     Значения функций зоны главного меню.
4.     Основные режимы работы системы.
5.     Требования, предъявляемые к электронным картографическим системам.

МАЯКИ, СВЕТЩИЕСЯ И НЕСВЕТЯЩИЕСЯ ЗНАКИ
№ п/п
Название маяка
Дальность видим.  с учетом высоты глаза наблюдателя
Характер огня
Время открытия
Время на траверзе









Примечание: в таблицу вносятся все маяки, светящиеся и несветящиеся знаки и
                        другие средства навигационного оборудования, которые будут
                        находиться в пределах видимости. Независимо от времени
                        прохождения их.
Действия
РНС
№ п/п
Название РНС
Название цепочки
Номер цепочки
/условное обозначение/






Примечание: в таблицу вносятся все РНС, которые встретятся на переходе
В районах, где имеются приливы, а также наблюдаются приливо-отливные течения, необходимо произвести расчёт времени и высот полных и малых вод, поправок глубин, а также скорости и направления приливно-отливного течения.
:
СВЕДЕНИЯ О ПРИЛИВАХ
№ п/п
Название пункта
Дата
ПВ1
МВ2
ПВ2
МВ2
Т
Н
Т
Н
Т
Н
Т
Н













Примечание: расчет элементов прилива производится на дату отхода, прихода
                        или прохода мелководья, если там наблюдаются приливы
                                     
ТАБЛИЦА ПОПРАВОК ГЛУБИНЫ
№ п/п
Место
      Время
Дата
00
12
01
13
02
14
03
15
04
16
05
17
06
18
07
19       и  т.д.













Примечание: таблица поправок глубины составляется на целые сутки и день                               
                        отхода, прихода или прохождения мелководья

СВЕДЕНИЯ О ПРИЛИВО-ОТЛИВНЫХ ТЕЧЕНИЯХ

Направление течения  на …………….
Смена направления
Направление течения  на …………….
Смена направления
Время
Скорость
Время
Время
Скорость
Время









Примечание: расчет элементов приливно-отливных течений производится на
                       дату отхода, прихода или прохода района, где наблюдаются
                       приливно-отливные течения.

Изменение пункта прихода, подход к нему и выбор якорного места производится по картам самого крупного масштаба и планам, а также с помощью лоций.
В процессе изучения материала учащиеся должны выписать основные сведения о пункте назначения, а именно границы поста, особенности подхода к нему, лимитирующие глубины, опасности ограничивающие вход, использование створов, рекомендации для безопасного входа в порт, средства навигационного оборудования порта, организация спасательной и лоцманской службы, наиболее благоприятное время входа в порт, места якорных стоянок. Выполнить предварительную прокладку на плане и  снять кальку.
Кальки, снятые с планов пункта отхода и прихода приложить к курсовому проекту.

Выполнение предварительной прокладки.

Предварительная прокладка выполняется на основе тщательного и подробного изучения всего маршрута перехода по навигационным пособиям.
Предварительная прокладка проводится на путевых картах на генеральной карте она выполнена в процессе составления ориентировочного плана перехода, а в районах изобилующих навигационными опасностями, со сложными условиями плавания – на частных картах и включает в себя прокладку курсом для перехода на пункте отхода в пункт прихода о выполнении о выполнении необходимых расчетов.
Выбирая курс, необходимо строго руководствоваться указаниями лоции и других наставлений и руководств для плавания.
Прокладывая курсы, следует учитывать возможность определения места судна при различных условиях плавания. Вероятность ветров и туманов, колебания уровня моря и течения, возможность использования технических средств судовождения, рельеф дна, возможность укрытия при штормовой погоде и т.д.
При выполнении прокладки необходимо рассчитать:
- расстояния на каждом курсе и время прихода в точку поворота,
   координаты точек поворота;
- общую длину пути и продолжительность периода;
- ориентировочное время прихода в пункт назначения;
Выбрать объекты и пеленги на них в момент поворота.
Склонение на картах должно  быть приведено к году плавания.
При заполнении предварительной прокладки время выхода из пункта отхода принимается в 00.00 час назначенных суток.
Все дальнейшие расчеты ведутся исходя из указанного времени.
Проложенные на карте курсы принимаются за линии истинного перемещения судна. Поправки на дрейф и снос от течения вводятся при исполнительной прокладке.
Над линиями курсов на карте надписывают значения истинных курсов и расстояния по данному курсу   /например: ИК=240; S=25 миль/
Результаты прокладки курса на генеральных, путевых и частных картах сводятся в следующую таблицу:

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ РАСЧЕТЫ ПЕРЕХОДА

№ п/п
ИК
S
мили
Время лежания на курсе при скорости
Координаты точек поворота
Объекты и пеленги на них в момент поворота














К курсовому проекту необходимо приложить кальку предварительной прокладки, выполненной на картах масштаба не менее 1:5 000 000

ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Описательная часть курсовой работы должна быть выполнена на белых листах бумаги стандартного размера для пишущих машинок. Все листы должны иметь рамку, нанесенную следующим образом: в месте сшивания листов отступают от края листа 20 мм, а на остальных сторонах – по 10 мм. На описательной части проекта должно быть не менее 30 страниц рукописного текста.
Все материалы курса сшивают в отдельную папку в следующем порядке:
1.     Титульный лист
2.     Задание на курсовое проектирование
3.     Оглавление
4.     Вводная часть с данными судна, предполагаемом времени выхода в рейс, времени перехода и прибытия в пункт прихода
5.     Подбор карт и пособий
6.     Корректура карт и пособий
7.     Гидрометеорологический обзор района плавания
8.     описание пункта отхода
9.     Краткий навигационный обзор района плавания
10.                  Предварительные расчеты перехода, списки маяков, радиомаяков, РНС, сведения о приливах и приливо-отливных течениях

            Примечание: разделы 5-11 начинаются с новых листов, заголовки разделов необходимо помещать на отдельных листах, которые в общий счет объема описания не входят. Для калек делается карман на последней обложке курсового проекта.

                           РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.     Ляльков Э.П., Весин А.Г. «Навигация», «Транспорт», 1981
2.     Ермолаев Г.Г. «Морская лоция», «Транспорт», 1975
3.     Наставление по организации штурманской службы. Рекаминформбюро, 1982
4.     Рекомендации для плавания в районах разделения движения, ГУНИО МО, 1976

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

20.04.2020 МДК 01.01 Раздел 01.01.5 Метеорология Преподаватель Габ А.И.

07.04.2020 Информационные технологии в профессиональной деятельности